Научные подразделения

Злыднева Наталия Витальевна

Доктор искусствоведения, зав. Отделом истории культуры славянских народов, работает в Институте славяноведения с 1981 года (младший, научный, старший, ведущий научный сотрудник, зав. отделом). Искусствовед, литературовед, культуролог. Сфера научных интересов: семиотика культуры, искусство и культура южных славян, русское искусство ХХ века.

Родилась 2 января 1952 года в Москве. В 1974 году окончила отделение истории и теории искусств исторического факультета МГУ, в 1979 году – аспирантуру Государственного института искусствознания (Москва), где в 1980 году защитила кандидатскую диссертацию «Проблема мемориала в творчестве архитектора В. Богдановича». В 1999 году в государственном институте искусствознания защитила докторскую диссертацию «Балканский менталитет и изобразительное искусство».

Проходила научные стажировки: в СФРЮ (Белградский университет), Канаде (университет Торонто). Преподавала в МГУ им. М. В. Ломоносова, Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в зарубежных университетах (Польши, США, Эстонии), выступала с лекциями в университетах Германии, Канады, Польши.

Член Союза художников РФ (ранее СССР) по секции критики (с 1990 года), член Ассоциации искусствоведов и критиков России (с 1996 года).

С 2009 года по настоящее время – ведущий научный сотрудник Государственного Института искусствознания МК РФ (по совместительству). В 2007 – 2020 гг. главный научный сотрудник Института мировой культуры МГУ (по совместительству);

Список научных трудов содержит около 300 позиций.

Монографии

Художественная традиция в пространстве балканской культуры. М., Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР, 1991. 180 стр.

Мотивика Андрея Платонова. М., Институт славяноведения РАН, 2006. 224 стр.

Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., Индрик, 2008. 304 стр.

Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М., Индрик, 2013. 360 стр.

Статьи

Природа и миф в мемориалах Богдан Богдановича // Советское славяноведение. 1979. № 6.

Судьбы народного искусства в ХХ веке и балканская художественная традиция // Вопросы социальной, политической и культурной истории Юго-Восточной Европы. М., 1984. (Балканские исследования. Вып. 9).

Судьбы меандра на Балканах: к проблеме соотношения геометрического орнамента и ритуала в контексте региональной традиции // Этногенез народов Юго-Восточной Европы. По материалам V Международного конгресса по фракологии. М., 1990.

Образ тени в балканском искусстве (мифопоэтический аспект) // Образ мира в слове и ритуале. М., 1992.

Балканское надгробие как модель времени // Время в пространстве Балкан. Свидетельства языка. М., 1994.

Метафизика орнамента и супрематизм. // Russian Literature. 1994. XXXVI-I. 1 July.

Мифологема «начала» в русском авангарде // От конструктивизма к сюрреализму. М., 1996.

Социальные реалии в творчестве позднего Малевича // История и культура. М., 1997.

«Поцелуй – это мой путь в Дамаск» (эротическая тема в творчестве К. Бранкузи) // Искусствознание. 1999. № 2.

Америка Андрея Платонова // Роман Якобсон: тексты, документы, исследования. М., 1999.

Шагал и Гоголь // Европейское искусство XIX–XX веков: исторические взаимосвязи. М., 1998.

Эль Лисицкий как автопортрет югославянского авангарда // Автопортрет славянина. М., 1999.

Риторика мусора (рассказ А.Платонова «Мусорный ветер») // Workshop Litteraria Polono-Slavica. 4. Warszawa, 1999.

Белый цвет в русской культуре ХХ века // Признаковое пространство культуры. М., 2002.

Утопленники утопии (рассказ А. Платонова «Река Потудань») // Утопия и утопическое в славянском мире. М., 2002.

Фигуры речи и изобразительное искусство // Искусствознание. 2001. № 1.

Чем и зачем болеют персонажи А. Платонова // Болезнь/здоровье в быту/культуре, литературе/искусстве // Studia Litteraria Polono-Slavica. 6: Morbus, medicamentum et sanus – Choroba, lek I zdrowie. Warszawa, 2001.

«Ветхость» А. Платонова: между концом и началом // Структура текста и семантика языковых единиц. Калининград, 2001.

«Вещь» А. Платонова в гоголевской перспективе. // Текст. Интертекст. Культура. Сборник докладов международной научной конференции (Москва, 4-7 апреля 2001 года). М., 2001.

«“Поцелуй” – это мой путь в Дамаск» // Национальный Эрос и культура. М., 2002.

Семантика двойственности у Платонова и Петрова-Водкина // Литературное произведение как литературное произведение. К 60-летию Е. Фарыно. Bydgoszcz, 2004.

Мотив «ветхости» у А. Платонова: между концом и началом // Логический анализ языка: семантика начала и конца. М., 2002.

Имя и подпись художника: к вопросу взаимодействия визуального и вербального в изобразительном искусстве. // Искусствоведение. 2003.

Югославянский примитив: стереотипы поведения // Славянское и балканское языкознание. М., 2003.

Тела-трансформы в европейской сецессии // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. М., 2004.

Инсектный код русской культуры ХХ века // Абсурд и вокруг него. М., 2004.

Телесные метафоры в романе С. Клычкова «Сахарный немец» // Вторая проза. Сборник статей. Таллинн, 2004.

Вербальное в современном изобразительном искусстве // Поэтика исканий или поиск поэтики. Материалы международной конференции-фестиваля «Поэтический язык рубежа 20-21 веков и современные литературные стратегии (16-19 мая 2003года)». М., 2004.

Пространство парадоксов: близкое и далекое у А. Платонова и А. Тышлера // Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004.

Инверсии федоровских идей в прозе А. Платонова (на материале рассказа «Река Потудань») // Философия космизма и русская культура. Материалы международной конференции «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Николая Федорова». Белград, 2004.

Urban fun // Place and Location. Tallinn, 2003.

Мотив «окно в Европу» А. Платонова и С. Клычкова // A szo elete. Tanulmanyok a hatvaneves Kovacs Arpad tiszteletere. К юбилею А.Ковача. Budapest, 2004.

Иван Мештрович и Австро-Венгрия: стилевая цитата как проблема культуры // Художественная культура Австро-Венгрии. 1867–1918. СПб., 2005.

Тело как социальная метафора в актуальном русском искусстве // Телесный код в славянских культурах. М., 2005.

Мотив Волны в искусстве модерна // Европейский символизм. СПб., 2006.

К проблеме изобразительных контекстов Хармса: стихотворение «На смерть Казимира Малевича» // Хармс – авангард. Белград, 2006.

Опять рассказали страшное: об одной картине Климента Редько в свете эмблематической нарратологии 20-х годов // «На меже меж голосом и эхом». Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян. М., 2007.

К проблеме идентификации адресата: об одном стихотворении Д. Хармса // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.

Tower as a semiotic message // Place and Location. Tallinn. 2006.

Название versus изображение // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В.П. Григорьева. М., 2006.

Европа на Балканах в живописи «а ла франга» // Восток и Запад в балканской картине мира. Памяти Владимира Николаевича Топорова. М., 2007.

К проблеме балканской телесности // Wiener Slawistischer Almanach. (2006). 57.

Мотив окна в Европу: Гомбрович и русская литература 1920-х годов // Сб. Польские параболы и современность. М., 2007.

Смерть как возвращение // Категории жизни и смерти в славянской культуре. М., 2008.

Русский художественный авангард и славянская мифология: мифопоэтика хтонического // Письменность, литература и фольклор славянских народов / XIV Международный съезд славистов (Охрид, 10–16 сентября 2008). Доклады российской делегации. М., 2008.

The Body as a Social Metaphor in Contemporary Russian Art // Kultura. Forschungsstelle Osteuropa. Bremen // August 2/2007. http://www.forschungsstelle-osteuropa.de/con/images/stories/pdf/kultura/kultura_2_2007_EN.pdf.

Вячеслав Иванов и Павел Филонов: к проблеме дионисийства в позднем авангарде // Павел Филонов. К 125-летию со дня рождения художника (1883–1935). Сборник статей по материалам международной конференции (Русский музей, Санкт-Петербург, 2007). СПб., 2008.

The trace of the Avant-Garde in Soviet Educational Cinema // Via Transversa: Lost Cinema of the Former Eastern Bloc. Place and Location: Studies in Environmental Aestetics VII. Tallinn, 2008.

Мотив часов в русской живописи ХХ века // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М., 2009.

К семантике парных изображений на балканских надгробиях // Доклады российских ученых. Х Конгресс по изучению стран Юго-Восточной Европы (Париж 24–26 сентября 2009 г.). СПб., 2009.

Дачные игры // The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area. Aleksanteri Serie Helsinki, 3/2009.

«Страшное» в живописи позднего авангарда // Авангард и идеология: русские примеры. Белград, 2009.

Изобразительный контекст прозы А.Платонова // Wiener Slawistischer Almanach. Band 63, 2009.

«Svi kalendari lazu»: o jednoj mistifikaciji autorskoga datiranja u avangardi // Kalendar. Zbornik radova. Zagreb, 2010.

Визуальный нарратив: к проблеме темпоральности как имплицированной вербальности (случай позднего авангарда) // Язык как медиатор между наукой и искусством. Проблемы междисциплинарных исследований художественных текстов. М., 2009.

Изобразительный контекст прозы А. Платонова // Wiener Slawistischer Almanach. 2009. Band 63.

Hrana u sovjetskom slikarstvu 20-ih godina s aspekta tanatoloskoga koda // Hrana od gladi do prejedanja. Zbornik znanstvenih radova. Ured. Jasmina Vojvodic. Zagreb 2010.

Экфразис в Путешествии в Армению Мандельштама // Экфрасис в «Путешествии в Армению» Мандельштама: проблема референции // Исследования по лингвистике и семиотике. Сборник статей к юбилею Вяч.Вс. Иванова. М., 2010.

Гео Милев в зеркале русского авангарда // Болгария и Россия (XVIII–XX вв.): взаимопознание. М., 2010.

Числовая символика в творчестве К. Бранкузи // Скульптура ХХ века. М., 2010.

Мотив зеркала в живописи: косвенное повествование в визуальном нарративе // Материалы Круглого стола «Слухи как коммуникативный механизм».

Неумолкаемое слово акварелей Максимилиана Волошина // Наше наследие. 2010. № 95.

Руска љиковна авангарда и словенска митологиjа // Летопис Матице Српске. Нови Сад, 2010. Април. Књ. 485. Св. 4.

«Письмо из Киева» Георгия Рублева как анаграмма // Топоровские чтения. I–IV. Избранное. М., 2010.

Мифопоэтика «страшного» в живописи: случай Филонова // Современная семиотика и гуманитарные науки. М., 2010.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Рыбная лавка» и его изобразительные контекты // Концепты повседневности в славянской культуре: еда и одежда. СПб., 2011.

Одежда и время: мотив ветхой одежды как палиндром // Концепты повседневности в славянских культурах: еда и одежда.СПб., 2011.

Куда бежит крестьянин // Текст славянской культуры. Сборник к юбилею Л.А. Софроновой. М., 2011.

Антропофлоризм в балканской изобразительной мифопоэтике // Балканские чтения -10. М., 2011.

«Художник» Малевича: стихотворение versus картина // Художник и его текст. Сборник научных статей. М., 2011.

Экфразис Мандельштама и Платонова // Экфрасис в русской литературе. М., НЛО, 2013. 469–483.

Мерцающая Италия в русской живописи ХХ века // Диалог культур. «Итальянский текст» в русской литературе и «русский текст» в итальянской литературе. М., Ин-т русского языка РАН, 1913. С. 254–263. 0,5 а.л.

К проблеме модальности изображения: фотография Бориса Михайлова // Языковые параметры современной цивилизации. Сборник трудов первой научной конференции памяти академика РАН Ю.С. Степанова / В. В. Фещенко и др. М.: Институт языкознания РАН; , Калуга: ИП Шилин («Эйдос»), 2013. ISBN 978-5-905697-78-4. С. 332-338.

Контексты зеленого в поэзии Д.Максимович и балканская модель мира // Троица. К мотиву зеленого в балканском спектре. Материалы круглого стола. 17 апреля 2013. М., 2013. С. 131–143.

Автопортрет как информационный парадокс // Человек-творец в художественном пространстве славянских культур. Нестор-История, М.-СПб., 2013. С. 227-241.

Календарь М. Ларионова. Живописный цикл «Времена года» // Календарът в литературата / культурата. Университетское издание «Епископ Константин Преславски». Шумен, 2014. С. 66-79.

Иконография войны и поэтика взрыва в живописи авангарда // Русский авангард и война. Белград, 2014. С. 283-293.

Motiv vječnog povratka u ruskom slikarstvu 20. Stoljeća // Nomadizam. Zbornik radova u spomen na profesora Aleksandra Flakera. Zagreb, 2014. S. 407-420.

Изображение как таковое: живопись русского кубофутуризма и знаки предписьменности // 1913. «Слово как таковое»: Юбилейный год русского футуризма: Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / сост. и науч. ред. Ж.-Ф. Жаккар и А. Морар. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. С. 271-301.

К типологии гибридности: человек-птица в поэтике авангарда // Гибридные формы в славянских культурах. Сб. статей из серии «Категории и механизмы славянской культуры». М., Институт славяноведения, 2014. С. 8-18.

Об одном классе «апофатических» изображений // Wie nicht sprechen…? Apophatik des Unsagbaren im (russischen) Kustdenken. Wiener Slawistischer Almanach. Band 73. 2014. S. 425-448.

Два очерка о визуальном нарративе // Антропология культуры. Вып. 5. К 85-летию академика РАН Вячеслава Всеволодовича Иванова. М.: Институт мировой культуры МГУ, 2015. С. 89-121.

Мифология света и электричества в живописи 1920-х годов // «Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма / Отв. ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2015. С. 372-388.

Изображения с неясной семантикой: к проблеме структуры знака // «Критика и семиотика», № 2, 2015. С. 18-29

Гео Милев: балканская мифопоэтика и русский поставангард // Болгарское искусство ХХ века. Сборник статей. Серия «Искусство стран Центральной Европы». М.: Государственный институт искусствознания, 2015. С. 268-283.

Понятие кристалла в науке об искусстве: от А. Ригля до А. Габричевского // Живой камень. Сборник статей. М.: Институт мировой культуры МГУ, 2015. С. 85-99.

Tijelo/organizam u umjetnosti 1920-h: o skupini “Elektroorganizam” // Umjetnost rijeci. Časopis za znanost o književnosti, izvedbenoj umjetnosti i filmu. LIX (2015) Br. 1-2. Zagreb. S. 37-52.

“Living Stone in the Poetry and Painting of Maksimilian Voloshin” // Russian Literature. Vol. 82, 15 May 2016. P. 139-152

О (не)состоявшемся взрыве: экспрессионизм в России // Категория взрыва и текст славянской культуры. Сборник научных статей. Серия «Категории и механизмы славянской культуры». М., 2016. С. 371-385.

Към проблема за балканската телесност // «Любословие». Годишно списание за хуманитаристика. Университетско издателство «Епископ Константин Преславски». Тема на броя: Числата. № 16. 2016. С. 163-172. (болгарский)

Изображение власти / власть изображения // “От авангарда до соцреализма. Сборник статей в честь 75-летия профессора Ханса Гюнтера. Белград, 2016. С. 77-83.

Автопортрет в живописи символизма и пост-симолизма: коммуникативные модели // Эпоха символизма: встреча литературы и искусства. Коллективный труд / Сост. Светлов И.Е., Ариас-Вихиль М.А., Лукичева К.Л. М.: Азбуковник, 2016.

Вода и камень в балканской модели мира // Диалог с камнем. Сборник научных статей. М., 2016. С. 223-239.

«Жест» и «фактура» А. Г. Габричевского в зеркале живописи поставангарда // Эпоха «остранения». Русский формализм и современное гуманитарное знание. М.: НЛО, 2017. С. 412-422.

Текст / контекст «Камня» в поэзии Андрея Белого // Арабески Андрея Белого: Жизненный путь. Духовные искания. Поэтика / Филологический факультет Белградского университета, Государственный музей А.С. Пушкина, Мемориальная квартира Андрея Белого, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук / Редакторы-составители К. Ичин, М. Спивак; редакторы И. Волкова, И. Делекторская, Е. Наседкина. Белград; М.: Издательство филологического факультета в Белграде, 2017. С. 604-612

Международная конференция «Искусство и социализм: после Второй мировой войны». Рецензия // Славяноведение 2017, № 5. С. 113-117. Перепечатано в переводе на эстонский: Natalja Zlydneva. Kunstiteadus ja/või sotsialism? Konverents “Kunstiajalugu ja sotsialism(id) pärast II maailmasõda aastatel 1940-1960” 27.-29. Oktoobril 2016 // Kunstiteaduslikke Uurimusi (Studies on Art and Architecture) 2017 kd 26/3-4. Tallinn 2017. S. 201-205.

Война, авангард и мотив красного дома // «На крайнем пределе веков». Первая мировая война и культура. Сборник статей / Ред.-сост. Е.А. Бобринская, Е.С. Вязова. М., Государственный институт искуствознания. М., 2017. С. 94-103.

Жест в живописи: sub specia balcanica // Балканский дейксис и балканские (языковые) жесты. М., 2017. С. 80-89.

Балканский бестиарий на службе анти-традиции (à propos типологии Ю. Балтрушайтиса-младшего) // Мир животных в мифопоэтическом ракурсе. М., 2017. С. 213 – 227.

Homo loquens в живописи пост-революции // Ost-West-Express. Kultur und Übersetzung. Bd. 30: Anke Niederbudde/Nora Scholz (Hg.): Revolution und Avantgarde. Berlin, 2018. S. 367-384.

Документ в живописи 1920-х годов как информационный парадокс // Документ и документальное в славянских культурах. Серия «Категории и механизмы славянской культуры» М., Институт славяноведения 2018. С. 188-211.

Балканский код художественного сообщения и проблема адресата // Балканский полилог. Коммуникация в культурно-сложных сообществах. Памяти Вячеслава Всеволодовича Иванова. В серии «Материалы Круглого стола ЦЛИ Balcanica. 6». М., 2018. С. 178-186.

И где-то за стволами море: к проблеме контаминации жанров в живописи XX века // О семиотике и ее исследователе. Памяти Маргариты Ивановны Лекомцевой. Тарту: Ruthenia, 2019. С. 105-128.

Rereading the 1920s: Alternative Paths of Soviet Art History during the 1950s–1960s // A Socialist Realist History? Writing Art History in the Post-War Decades. Seria: Das östliche Europa: Kunst- und  Kulturgeschichte (Band 9) / Eds. Kristina Joekalda, Krista Kodres, Michaela Marek / Köln, Böhlau Verlag GmbH &. Company KG, 2019. ISBN: 978-3412-51-161-6. 279 Pp. P. 130-142.

Портрет в авангарде между именем и мифом // Критика и семиотика. № 1 2019. С. 285-297

Об одном неучтенном мотиве: к проблеме апофатического изображения // Русское искусство II. Неучтенные детали: сб. статей / науч. ред. Вл.В. Седов; сост. А.П. Салиенко (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 170. Сер. II. Исторические  исследования, 107). СПб., Алетейя, 2019. С. 170-185. ISBN 978-5-00165-030-0

Автопортрет и автобиография художника // AvtobiografiЯ. Journal on Life Writing and the Representation of the Self in Russian Culture. 2019 № 8. ISSN: 2281-6992

Категория воля в русском и южнославянском историческом авангарде: от поэзии Малевича до манифестов «Зенита» // Категории воля и принуждение в славянской культуре. Сборник научных статей. Серия «Категории и механизмы славянской культуры». М., Институт славяноведения 2019. ISBN 978-5-7576-0435-0 ISSN 2658-5758 DOI 10.31168/2658-5758.2019.12

Надежда Петрович и русские параллели // Искусство Сербии, Хорватии и Словении в 20 веке / Серия «Искусство стран Центральной и Восточной Европы». Отв. ред., составитель Н.В. Злыднева; ред. Н.Н. Старикова, К. Ичин. Н.А. Лунькова. М., Индрик, 2019. С. 425-444. ISBN: 978-5-91674-526-9 DOI 10.31168/91774-526-9.17 (сокращенный вариант статьи: 245)

Портрет художника в старости: типология, семантика, прагматика // Искусствознание. № 1-2, 2020. С. 20-39.

Вброд через реку перемен: роман Дубравки Угрешич «Форсирование романа-реки» // Славянский альманах. 2020 № 3-4. С. 363–382.

Зооморфная символика в пара- и метагеральдических изображениях: от Кракова до Москвы // Люди, львы, орлы, куропатки… Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в дискурсе славянских культуры. Коллективный труд / Отв. ред. М.В. Лескинен, Е.А. Яблоков. М., Институт славяноведения, 2020. С. 39-56. DOI 10.31168/2658-5758.2020.1

Синестезия как меченый атом // Проблемы синестезии и поэтика авангарда. М., ГИИ, 2020. С. 39–56. ISBN 978-5-98287-159-6.

Символизм после символизма: поэзия Малевича как ключ к позднему творчеству художника // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в трех книгах. Книна третья. Часть III. Символизм в развитии. / Отв. ред. и сост. О.С. Давыдова. М., БуксМАрт, 2020. 576 стр.; ill. ISBN 978-5-907267-28-2; 978-5-907267-31-2

Научное редактирование

Проблемы культуры. Материалы к VI международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. Совместно с Т. В. Цивьян, Н. П. Гринцером и В. Н. Топоровым. М., 1989.

Балканские чтения. Структура текста. Совместно с Т. В. Цивьян, Н. П. Гринцером и В. Н. Топоровым. М., 1990.

Ноосфера и художественное творчество. Совместно с Т. В. Цивьян, Вяч. Вс. Ивановым и В. Н. Топоровым. М., 1992.

Образ мира в слове и ритуале. Совместно с Т. В. Цивьян и В. Н. Топоровым. М., 1992.

Ю. М. Лотман. Культура и взрыв. Совместно с Н. П. Гринцером. М.: Гнозис-Прогресс, 1992.

История культуры и поэтика. Совместно с Л. А. Софроновой и Н. М. Куренной. М.: Наука, 1994.

Телесный код в славянских культурах. Отв. ред. М., 2005.

А. Флакер. Живописная литература и литературная живопись. М.: Индрик, 2008. Научное редактирование и составление; перевод 3-х статей.

Художник и его текст. Сборник научных статей (член редколлегии – совместно с Т.В. Цивьян и М.Л. Спивак). М., 2011.

Концепты повседневности в славянских культурах: еда и одежда. Отв. редактор. СПб., Алетейя, 2011.

Концепт вещи в славянских культурах. Отв. редактор. М., 2012.

Гибридные формы в славянских культурах. Сб. статей из серии «Категории и механизмы славянской культуры». Отв. ред. М., Институт славяноведения, 2014.

Категория взрыва и текст славянской культуры. Сб. статей из серии «Категории и механизмы славянской культуры». Отв. редактор. М., Институт славяноведения, 2016.

Искусство Сербии, Хорватии и Словении в 20 веке. Сборник научных статей / Отв. ред. (редколлегия: Н.Н. Старикова, К. Ичин, Н.А. Лунькова), составитель, переводчик, автор предисловия. Индрик, 2019.

Категории воля и принуждение в славянской культуре. Сборник научных статей. Серия «Категории и механизмы славянской культуры». Отв. ред. М., Институт славяноведения 2019.

Проблемы синестезии и поэтика авангарда. Сборник научных статей / отв. редактор-составитель. М., ГИИ, 2020.

Книги: 
Монографии

Злыднева Н. В. Художественная традиция в пространстве балканской культуры. М., 1991.

Злыднева Н. В. Художественная традиция в пространстве Балканской культуры. М., 1991. М., 1971. - обложка книги

Злыднева Н. В. Художественная традиция в пространстве балканской культуры. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1991. – 178 с.

Ответственный редактор Т. В. Цивьян.

Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., 2008.

Злыднева Н. В. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М.: "Индрик", 2008. 304 с.

Монография Н. В. Злыдневой представляет собой серию очерков, посвященных проблеме взаимодействия изображения и слова в аспекте риторики культуры ХХ века. Речь идет преимущественно о русском искусстве и литературе, однако привлекается и европейский материал: среди имен — Малевич, Ларионов, Филонов, Тышлер, Петров-Водкин, Де Кирико, Бранкузи, а также Гоголь, Вячеслав Иванов, Хармс, Платонов и многие другие.

Злыднева Н. В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М., 2013.

Злыднева Н. В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М.: «Индрик», 2013. 360 с., ил.

В монографии рассматривается проблема повествования в изобразительном искусстве, анализируемом как поле скрытых мифологических значений, с привлечением широкого историко-культурного материала (от русского авангарда до балканской архаики и современности). Оперируя понятиями семиотики, нарратологии, структуры текста, автор стремится преодолеть границы, отделяющие словесное от изобразительного. Книга адресована искусствоведам, литературоведам, а также всем, кто интересуется «языком» искусства.

Научное редактирование

Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.VIII.89 – 6.IX.89. Проблемы культуры. М., 1989.

Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.VIII.89 – 6.IX.89. Проблемы культуры. М., 1989.

Содержание

I. Литература, Искусство

Г. Я. Ильина, Н. Н. Пономарева, М. В. Фридман. Общие закономерности и специфика развития болгарской, румынской и югославских литератур в первые послевоенные годы

Г. Д. Гачев. Национальный идеал женщины в болгарс­кой литературе

Е. П. Наумов. Балканский эпос и история османского завоевания Юго-Восточной Европы

Н. В. Злыднева. Ранний портрет на Балканах (проблема гестуального модуса изображения)

О. Ю. Тарасов. "Реальный мир" в народной иконе России и Балкан XVIII–XIX веков. (К постанов­ке проблемы)

II. Славянская и балканская мифология

Балканские чтения I. Симпозиум по структуре текста. Тезисы и материалы. М., 1990.

Балканские чтения I. Симпозиум по структуре текста. Тезисы и материалы. М., 1990.

Редакционная коллегия: Н. П. Гринцер, Н. В. Злыднева, В. Н. Топоров, Т. В. Цивьян

Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения – I. М., 1992.

Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения – I. М., 1992.

Редакционная коллегия: Н. В. Злыднева, В. Н. Топоров, Т. В. Цивьян.

История культуры и поэтика. М., 1994.

История культура и поэтика. М., 1993. - обложка книги

История культуры и поэтика. М.: "Наука", 1994. – 208 с.

Авторы: В. М. Живов, Н. В. Злыднева, Н. М. Куренная, О. Р. Медведева, В. В. Мочалова, Л. Г. Невская, С. И. Николаев, И. И. Свирида, Л. А. Софронова, О. Ю. Тарасов, Л. Н. Титова, В. Н. Топоров, В. А. Хорев, Т. В. Цивьян.

Редколлегия: Н. В. Злыднева, Н. М. Куренная, Л. А. Софронова (ответственный редактор)

Телесный код в славянских культурах. М., 2005.

обложка книги

Телесный код в славянских культурах. М., 2005.

Отв. ред. Н. В. Злыднева.

Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда

Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. СПб.: Алетейя, 2011. 560 с.

Сборник основан на материалах научных конференций, проводившихся Отделом истории культуры Института славяноведения РАН в 2008 и 2009 годах. В фокусе данного интердисциплинарного исследования, опирающегося на широкий материал русской культуры и культуры славянских народов – два центральных концепта повседневности, вокруг которых выстраивается система ценностных ориентиров человека в различные периоды его жизни и в различных культурных стратах.

Концепт вещи в славянских культурах. М., 2012.

СКонцепт вещи в славянских культурах. М., 2012. - обложка книги

Концепт вещи в славянских культурах. М.: Институт славяноведения РАН, 2012. – 384 с.

Редколлегия: Н. В. Злыднева (отв. редактор), А. В. Семенова, Д. К. Поляков.

Гибридные формы в славянских культурах. М., 2014.

Гибридные формы в славянских культурах. М., 2014. 464 с., ил.

В сборнике научных статей сквозь призму феномена гибридности и текстов-гибридов на широком материале языка, литературы, искусства разных эпох рассматриваются характерные особенности «горячей» культуры славянского региона, а также России. Поднимаются проблемы переводимости сообщений, концептов и символов, явления «кентавров» исторической памяти, вопросы адаптации «чужого», совмещения фаз и уровней культуры.
Книга составлена по материалам международной научной конференции «Проблема гибрида в славянских культурах», проведенной в Москве в 2012 году Отделом истории культуры Института славяноведения РАН. Обсуждаемые вопросы лежат в русле проблематики Отдела и касаются категорий и механизмов славянской культуры в динамическом аспекте.
Сборник предназначен для филологов-славистов, искусствоведов, культурологов, а также широкой гуманитарной аудитории.

Категория взрыва и текст славянской культуры. М., 2016.

Категория взрыва и текст славянской культуры. М., 2016. 456 с., ил.

Сборник подготовлен по материалам международной научной конференции Института славяноведения (Москва, 2014) и посвящен проблеме динамических процессов в культуре на материале языка, литературы, искусства и истории славянских народов разных эпох. Типология прерывистых форм в культуре проливает свет на специфику региона, выявляет изоморфизм последнего языку «взрывных» поэтических систем (в частности, барокко и авангарда). Среди авторов — видные российские и зарубежные слависты. Книга предназначена филологам, культурологам, искусствоведам и гуманитариям широкого профиля.